В пятницу провел большую, двухчасовую встречу с самыми активными волонтерами в Новосибирске; до этого аналогичные встречи прошли в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Новый формат: сбор обратной связи, анализ опыта агитации. Штабы в Санкт-Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге — самые «старые», единственные, которые мы открыли еще в феврале, и, соответственно, опыта накопили больше других — вот мы его и анализируем.
Спрашиваю: какие формы агитации работают лучше, какие хуже; как реагируют на те или иные темы и пункты программы молодые и пожилые избиратели; какие материалы лучше, какие хуже «заходят»; как строится общение в интернете; как выглядит эффективность кубов в разных районах города; каких материалов и ответов на какие вопросы не хватает. Получается очень интересно!
Вот некоторые самые интересные наблюдения.
1. Уличная агитация в целом эффективна.
Примерно 10% прохожих — яркие, преданные сторонники президента Путина; ругаются, агрессивно настроены по отношению к нашим агитаторам, порой — оскорбляют, плюются и даже дерутся (ну вот такие у Путина сторонники, что уж тут поделать). Примерно 60% — это «мы политикой не интересуемся», люди, привыкшие про себя думать, что политика их не касается, поверившие в эту пропагандистскую уловку. С ними сложно, они не идут на контакт. И оставшиеся 30% — это люди, настроенные резко оппозиционно, против власти. Однако, далеко не все из них сторонники Навального. Кто-то — за Зюганова или Жириновского. Большинство — против власти, но не знают за кого; не знают, что есть альтернатива. И вот с ними интереснее всего работать — они охотно вступают в разговор, берут агитационные материалы. И очень часто прямо тут, на кубе, регистрируются и оставляют подпись — за то, чтобы альтернатива появилась.
Понятно, что это — сильно перекошенная статистика из больших, относительно (по российским меркам) благополучных городов, но: вспомните «выборы» в Госдуму в сентябре 2016 года: 15% российских избирателей проголосовали за ЕР, 20% — за другие партии, 65% — остались дома. То есть очень похоже на ощущения волонтеров в Новосибирске, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге.
Должна ли такая статистика расстраивать? В Питере ребята говорили: «мы, наверное, плохо агитируем, если только каждый третий подходит за листовкой» — ха, да это же нереально крутая конверсия, вы чего! Конечно, не надо расстраиваться; это — огромное пространство возможностей. Грубо говоря, если мы половину «оппозиционно настроенных» 30% переагитируем, объясним им, что Зюганов и Жириновский это фейки (а это в 2017 году уже достаточно легко объяснять), что есть настоящая альтернатива — то у нас будет избирателей больше, чем у Путина. 15% против его 10%. И да, конечно, Кремль постарается кнутом и пряником, угрозами и обманом пригнать на выборы «аполитичное болото» или хотя бы его часть... но получится ли? В последнее время у них это получается все хуже.
2. Основные возражения, с которыми мы сталкиваемся в ходе агитации, все те же.
— «Вы просто не жили в 90-е, молодые люди, вы не понимаете, как это, а мы туда назад не хотим» (самый сложный контраргумент при общении молодых волонтеров-агитаторов с более возрастными избирателями; ну, будем учить объяснять, что «90-е» никуда не делись, Путин есть их прямое порождение);
— «Эти-то хоть уже наворовались, а новые придут — еще больше воровать начнут» (хахаха!);
— «Он судимый, не имеет права участвовать в выборах» (мы знаем, что это не так, но нельзя не признать — пропаганда работает эффективно);
— «Что он сделал для простого человека, пусть сначала поработает мэром маленького города, он никогда ничем не управлял» (столь же популярная, сколь и слабая группа аргументов, но очень удобная для того, чтобы завязать с избирателем живой разговор).
Контраргументы — это тоже не проблема, а возможность. Если избиратель начал возражать — он готов к разговору. Если начался разговор — его можно сагитировать или, по крайней мере, зародить в нем сомнения. Мы сейчас сконцентрируем усилия на том, чтобы лучше подготовить наших волонтеров к разным сценариям разговоров; будут и обучающие видео, и семинары по агитации, и агитационные материалы, в которых есть ответы на частые возражения.
Мои поездки по регионам — не единственный инструмент сбора обратной связи и анализа качества нашей работы и работы региональных штабов; на прошлой неделе мы провели масштабное анкетирование волонтеров, получив около 15000 анкет с ответами на несколько десятков вопросов (сейчас сидим, обрабатываем их). В том числе и кадровые выводы будут по результатам обработки, и, конечно, организационные изменения. В следующем посте подробно распишу наши планы на август, которые, во многом, построены исходя из итогов анкетирования.
Но обратной связи много не бывает; так что, если вы — наш активный волонтер, и хотите дать обратную связь по организации работы регионального штаба — сделайте это в комментариях к этому посту. Только обязательно укажите, о каком городе идет речь, и постарайтесь быть максимально конструктивными.