Вот Николай Никифоров, и даже если вам показалось, что ему стыдно, не переживайте — у него все в порядке:
Вчера Николай Никифоров выступил в Госдуме на «правительственном часе» и пообещал скорее внедрить «госрегулирование краудфандинга». Потому что ведь безобразие какое, краудфандинг есть, а госрегулирования нет! И дальше в Госдуме стали обсуждать краудфандинговые инвестиции в стартапы (типа Kickstarter'а) и сборы артистов на выпуск новых альбомов.
Но только ведь основные обороты краудфандинга в России — это не стартапы и не артисты. Это в первую очередь — благотворительность. Все эти истории про больных детей, все замечательные благотворительные фонды, куда сейчас очень легко можно перевести 300 рублей или 1000 рублей — вот что такое не меньше 90% российского краудфандинга. Государство-то у нас разложилось и не справляется даже с самыми базовыми функциями, вот граждане и объединяются и скидываются, чтобы сделать за него хотя бы часть его работы.
Из выступления Никифорова в Госдуме не очень понятно, о каком именно «регулировании» пойдет речь, но у меня есть догадки. Ведь совершенно понятно, почему речь о регулировании краудфандинга зашла именно сейчас. Предвыборный год — год 2016. Все независимые кандидаты могут и будут опираться почти исключительно на краудфандинг. Зарегулировать его — это значит, сильно затруднить или сделать невозможной их работу по сбору средств.
Я готов с кем угодно поспорить на ящик Сент-Эмильона, что когда «инициативы Минкомсвязи в области регулирования краудфандинга» будут опубликованы (а потом спешно приняты Госдумой), там будут
— ужесточение требований по идентификации отправителей платежей,
— введение требований по заключению договорных отношений между отправителем и получателем платежа,
— процедура отзыва платежа жертвователем в одностороннем порядке,
и/или еще что-нибудь подобное (у меня, может, фантазии не хватает, но у законодателей наших хватит).
Все, что сделает невозможным или очень сложным предвыборный краудфандинг — и при этом заодно прихлопнет 80% благотворительности в интернете, потому что кого там это волнует.
И вот еще хочу личную историю рассказать.
Когда-то Николай Никифоров сделал систему электронного правительства республики Татарстан. Все министры и прочие чиновники ей пользовались, все госуслуги были туда завязаны. Государство тогда тратило безумные десятки миллиардов рублей на системе «Электронная Россия (2002-2010)», которая навсегда останется в истории как один из самых эффектных распилов в истории человечества: за 50 миллиардов рублей было сделано ничего, не осталось вообще никаких материальных следов. А в Татарстане гораздо меньшим бюджетом сделали эффективно работающую систему, и в этом есть большая (если не решающая) заслуга Николая Никифорова.
Потом Николай создал в Казани IT-парк; привлекал в республику инвестиции и стартапы. Я несколько раз был в этом IT-парке, и, как и многие, был в восторге от деятельного молодого министра. Он много говорил о заскорузлости системы (она ему хорошо была известна!) и о том, как он мечтает ее изменить. Зимой-весной 2012 года мы с ним работали вместе в экспертной группе, которая писала предложения по созданию в России современного электронного правительства: это был период краткой оттепели после «болотных» протестов, когда, казалось, были шансы на большую политическую реформу. Мы воспринимали все это именно так: потребность в переменах очевидна, власть к ним созрела, и вот мы, молодые профессионалы, сейчас подготовим отличные предложения, реализация которых сделает нашу страну лучше. Помню, как летал каждую неделю в Москву на эти заседания, писал какие-то аналитические записки и предложения, и был уверен: сейчас-то все стронется с мертвой точки. Наверное, что-то такое же думал и Николай.
И вот его мечта сбылась, он получил свой шанс: в 2012 году Николай Никифоров стал министром связи и массовых коммуникаций в новом правительстве РФ. Многие тогда с энтузиазмом приветствовали это назначение. Чем же занялся молодой министр? Мы все хорошо помним.
Это при Никифорове развернулся на полную катушку подведомственный ему Роскомнадзор, ставший символом и главным орудием цензуры в интернете.
Это при Никифорове развернулась оргия «импортозамещения» иностранного ПО, со всеми «реестрами отечественных производителей программного обеспечения», по факту повлекшая за собой резкое увеличение коррупционности конкурсов на автоматизацию госорганов.
Это при Никифорове началось внедрение СОРМ-3, нового оброка на провайдеров и инструмента слежки.
И да, это Никифоров, незадолго до своего назначения, «защитил» липовую диссертацию.
Короче говоря, ничего особенного не сделал: из прогрессивного молодого министра получился обычный унылый чиновник, всегда колеблющийся в соответствии с линией партии, насаждающий повсюду жульничество, цензуру и коррупцию.
О чем вся эта история?
Во-первых, она рассказывает нам об еще одном походе «менять систему изнутри и делать ее лучше». Нельзя поменять изнутри систему, если плата за вход вовнутрь — душа. Ты отдаешь душу за вход, становишься частью системы, и тебе уже не хочется ничего менять.
Во-вторых, она еще раз показывает нам, на что готова современная российская власть для самозащиты, для самовоспроизводства. Если они боятся, что люди будут жертвовать деньги на политические кампании — они запросто сделают так, чтобы люди вообще ни на что не смогли жертвовать деньги. И плевать на последствия. Даже если для этого надо пойти в последний крестовый поход против больных детей.
P.S.: Если вы хотите что-нибудь рассказать про министра Никифорова и про его Минкомсвязи, напишите мне или на «черный ящик» ФБК.